Байдарка или пакрафт? Часть первая.
Те ,кто пришел в водный туризм часто задаются вопросом, а что всё таки лучше приобрести? Байдарку или пакрафт?
Вроде бы и то и то лодки, предназначенные для водных путешествий и прогулок.
Но разница есть.
Байдарки, общие сведения.
Байдарка это длинная узкая лодка, которую использовали для передвижения по воде приморские народы. Эскимосы, алеуты и прочие проживающие в тех краях.
Байдарка и каяк это по сути разные названия одного и того же узкого, запалубленного судна. Которое приводится в движение двухлопастным веслом, не имеет уключин, может оснащаться парусным вооружением, а в редких случаях двс или электродвигателем (но это уже другая история).
Современные байдарки делятся на два типа - спортивные и туристические.
Так как изначально мы туристы, то и рассматривать будем байдарки туристические.
По конструкции байдарки делятся на каркасные ( например знаменитая Таймень), каркасно-надувные (Хатанга, Шуя) и надувные (Ермак, Налим, Щука).
Есть отдельный вид надувных байдарок с камерами высокого давления по типу «декатлоновского» Itiwit X500 с технологией drop stich, которые при накачивании до определенного давления превращаются в жесткую конструкцию.
Как уже я писал ранее, на байдарку можно установить парус и аутригеры, для придания дополнительной остойчивости, превратив тем самым классическую байдарку в парусный тримаран.
Каркасные байдарки имеют жесткий каркас, собираемый как правило из металлических трубок, обтянутый толстой ПВХ тканью. Для улучшения плавучести и непотопляемости в носовую и кормовую части иногда добавляют емкости с воздухом.
В каркасно-надувных байдарках основную несущую функцию выполняют надувные баллоны, а элементы каркаса — штевни, кильсон и шпангоуты обеспечивают дополнительную жесткость и придают нужную форму днищу.
В надувных байдарках основную несущую функцию выполняют надувные баллоны. Иногда такие байдарки имеют элементы каркаса. Например штевни устанавливаемые в специальные карманы в носовой и кормовой частях.
Каркасные и каркасно-надувные байдарки больше всего подходят для путешествий по относительно широким и глубоким рекам на дальние дистанции. От 50 до 200 км. За счет развитой килевой части они имеют большую скорость и курсовую устойчивость на воде.
Минусы таких байдарок это их транспортировочная масса, время сборки и определенные неудобства прохода на них по мелким рекам из-за той же развитой килевой части. Вы будете частенько садиться на мель или застревать в корягах, а то и вообще обносить непроходимые места.
Но сложно — не значит невозможно. Я видел людей путешествующих на каркасных Тайменях по мелким речкам.
К минусам можно отнести и маневренность килевой байдарки. Чем она длиннее и чем выраженнее киль, тем сложнее выполнять какие то резкие маневры. Придется работать на упреждение.
Основные плюсы каркасных и каркасно-надувных байдарок такие.
Скорость, особенно если гребцов больше одного.
Курсовая устойчивость
Дальность.
Обитаемость.
Надувные байдарки не то что бы сильно отличаются от классических надувных лодок, кроме как соотношением сторон и увеличенной закаячкой (углом носа и кормы по отношению к водной поверхности). Байдарка более вытянутая и узкая, чем классическая надувная лодка.
По сути это такая же плоскодонка иногда оснащаемая элементами каркаса.
Минусы — меньшая скорость, худшая курсовая устойчивость. Плюсы — маневренность и пролезет где угодно.
Самый главный плюс всех байдарок — грузоподъемность. Она может доходить до 350 килограммов. В байдарку вы можете запихать столько всего, что удивитесь сами. Что конечно будет идеально для автономного похода.
Если ваше путешествие подразумевает длительное пребывание на воде, где требуется определенная скорость, для прохождения определенного расстояния в заданное время, то выбор очевиден — байдарка/каяк.
Продолжение следует…